четверг, 9 апреля 2015 г.

Ships' stats for Form Line of Battle. 1740s - 1750s. Part 1


 Характеристики кораблей для правил Form Line of Battle на 1740-е - 1750-е гг.

Часть 1. Британский флот


Еще когда мы на Зольдатике обсуждали кампанию, возник срач вопрос о характеристиках кораблей, так как налицо была масса сведений о том, что британские корабли были хуже качеством чем испанские и французские корабли того же ранга. Впрочем, к какому то общему знаменателю тогда не пришли, так как и кампании собственно не состоялось.
Однако поскольку сейчас я затеял ведение морской кампании в Карибском море с использованием в качестве оперативного уровня "Желтого Джека", а для тактического - правил Form Line of Battle, то появилась необходимость расписать характеристики британских, испанских и французских кораблей на период 1739-1748 гг.
За основу была взята родная таблица из правил и предложенные некогда Войсом поправки к ней. Затем все было доработано напильником и получена сводная таблица характеристик британских кораблей, главным образом для 1740-х годов, хотя без особых исправлений ее можно использовать и для Семилетней войны.
 

Брать таблицу можно тут.
Характеристики в принципе обсуждаемы, для их понимания таблица снабжена комментариями. Они приведены ниже


Комментарии к таблице

Общие соображения
После войны за Испанское наследство развитие военного судостроения в Британии несколько приостановилось в связи с введением судостроительных Регламентов (1706 и 1719), устанавливающих базовые размеры и вооружение кораблей. Это конечно способствовало развитию стандартизации, но при этом к 1740-м гг. британские корабли были меньше своих испанских и французских противников и при меньших калибрах были перегружены пушками (несмотря на поправки к Регламенту в 1733 и 1741 гг., увеличивавшие размеры кораблей). В связи с этим в 1745 г. ввели новый Регламент, но он также оказался неудачным и поэтому в итоге от такой системы отказались и с 1750-х гг. перешли на строительство совершенно новых кораблей. Как следствие в данной таблице:
  1. У всех кораблей по умолчанию введен орудийный класс «С» (пушки легче, порты неудобные, корабли маленькие)
  2. Орудийный класс «В» присвоен новым кораблям, а именно 74-пушечникам (своим и трофейным) и «истинным» фрегатам
  3. Часть кораблей имеет пометку – «перегружены», что означает ухудшение Батареи с подветренного борта уже при Обычном ветре

Корабль 5-го ранга по Мондфельду. Посмотрите на высоту портов
Кроме того возникли сложности с тем, что в 1743-1745 гг. у британцев произошел переход к кораблям с новым более сильным вооружением. Поэтому некоторые корабли при вроде бы одинаковом вооружении оказываются иной раз в разных категориях. Особенную проблему составили 70-пушечные корабли, у которых в 1743-1745 гг. были увеличены калибры пушек с уменьшением их числа.
Также следует учесть, что трофейные корабли учитываются по таблицам характеристик своей исходной страны (потому какой-нибудь французский Ambuscade (40) или испанский Princess (70) надо смотреть там).

Чертеж Royal George (100). 1715 г. из British Warships 1714-1792
100-пушечники это достаточно классические трехдечные корабли того времени: большие, мощные и несколько неуклюжие. Никаких сюрпризов.
Чертеж Ramillies (90). 1749 г. RMG Collection
90-пушечники – в отличие от своих более крупных коллег отличались бОльшей неуклюжестью из-за меньшей длины и были несколько перегружены пушками. Поэтому им присвоена пометка «Перегружены».
Чертеж Newark (80). 1747 г. RMG Collection
80-пушечники – самые неудачные из британских линкоров. Они были слишком короткие и высокобортные, причем, чтобы компенсировать уваливание под ветер из-за высоты борта палубы были сделаны пониже, и нижний дек почти никогда не открывался. Позже многие из них были перестроены в 66- и 74-пушечники. В связи с этим они не только «Неуклюжие», но еще и «Перегружены». Несмотря на то, что трехдечники, относятся уже к 3-му рангу.
 
Чертеж Namur (74) после его перестройки. 1746 г. RMG Collection
74-пушечники – полноценные корабли 3-го ранга, поначалу довольно маленькие и немногочисленные (Namur, Torbayи Culloden), но с 1755 г. после закладки Dublin’а на долгие годы ставшие основой флота. В связи с тем, что они были гораздо более устойчивой и удобной орудийной платформой, им присвоен класс артиллерии «B».
Чертеж Orford (68). 1749 г. RMG Collection
68- и 70-пушечники – сюда отнесены довольно разные корабли. Это как стандартные 70-пушечники постройки до 1741 г. (с 24-фн. пушками), так и те же 70-пушечники более поздней постройки с усиленным вооружением. 68-пушечные корабли это реально 70-пушечники, у которых, начиная с 1743-1745 гг., 24-фн. пушки заменили на 32-фн., а 12-фн. пушки – на 18-фн., уменьшив при этом число орудий на квартердеке. Поэтому, хотя сами правила относят их к Слабому 3-му рангу, здесь они объединены с  70-пушечниками.[1]
.
Чертеж Yarmouth (64). 1742 г. из British Warships 1714-1792
66- и 64-пушечники – здесь также объединены два разных класса кораблей. К первому из них относятся перестроенные 80-пушечники и 70-пушечники, у которых для уменьшения перегрузки уменьшили число пушек. Общей особенностью этой категории является сохранение 32 фн. главного калибра. Второй класс составляют новые 64-пушечники, которые фактически были проапгрейженной версией 60-пушечников с их 24-фн. главным калибром. В связи с этой продвинутостью им присвоен класс артиллерии «В». Впрочем, первый такой корабль Asia (64) был заложен лишь в 1758 г. и вступил в строй в 1764 г.
Модель Medway (60). 1742 г. RMG Collection
58 и 60-пушечники – обычные корабли Сильного 4-го ранга с 24-фн. батареей. У 58-пушечников увеличен калибр верхней палубы (с 9 до 12), но уменьшено число пушек.
Чертеж Lichfield (50). 1730 г. RMG Collection
50-пушечники – стандартные британские линкоры 4-ранга. Сначала у них был 18-фн. главный калибр, а с 1743-1745 гг. его заменили на 24-фн. пушки. Тем не менее, для простоты все они отнесены к одной категории. Так как в период Семилетней войны новых 50-пушечников не строилось, то всем им присвоен класс артиллерии «С».
Модель Ludlow Castle (40). 1724 г. RMG Collection
40-пушечники это маленькие двухдечные крейсера с 12-фн. на нижней и 6-фн. на верхней палубе. Из-за необходимости вписать в их размеры две полноценные палубы (а там все зависело от размера человека и пространства для работы с орудиями), порты нижней палубы находились слишком низко, и их приходилось задраивать. Кроме того, из-за чрезмерной высоты борта они сильно уваливались под ветер и отличались не очень хорошей мореходностью. Поэтому, хотя формально это фрегаты, они отнесены к 1-му классу маневренности и вдобавок помечено, что они «Перегружены».
Чертеж Rainbow (44). 1747 г. RMG Collection
42- и 44-пушечники это те же самые 40-пушечники, только несколько более увеличенные и с усиленным вооружением (18-фн. вместо 12-фн. и 9-фн. вместо 6-фн., а также с пушками на квартердеке). Это позволяет перевести их в Слабый 4-й ранг, но с сохранением всех остальных мореходных качеств (а реально они даже ухудшились).[2]
Чертеж Brilliant (36). 1759 г. RMG Collection
36-пушечники это несколько штук более продвинутых «истинных» 12-фунтовых фрегатов, построенных во время Семилетней войны (Pallas, Venus и Brilliant). Сюда же следует отнести и все 34 – 36-пушечные фрегаты, захваченные у французов и испанцев и включенные в состав британского флота, хотя французские Aurora (38) и Danae (38) следует отнести уже к Сильному 5-му рангу.
Чертеж Southampton (32). 1757 г. из British Warships 1714-1792
32-пушечники это «истинные» 12-фунтовые фрегаты времен Семилетней войны и позже (в т.ч. и перестроенные в них 44-пушечники), многие из которых прослужили вплоть до Наполеоновских войн.
Проекция Mermaid (24). 1748 г. из British Warships 1714-1792
24- и 28-пушечники это на самом деле два разных класса кораблей: старые корабли 6-ранга с 6-фунтовками и новые с усиленным вооружением из 9-фунтовок, а также 9-фунтовые «истинные» фрегаты, начиная с Lyme (28) и Unicorn (28). Строго говоря, последние отличались от своих предшественников куда лучшими мореходными качествами, но для упрощения этим можно пренебречь.
Чертеж Phoenix (20). 1742 г. из British Warships 1714-1792
20-пушечники это опять-таки два разных класса кораблей: стандартные корабли 6-го ранга постройки до 1743 г. с 6-фунтовой батареей и новые 20-пушечные «фрегаты» с 9-фунтовыми пушками. Последние также отличались лучшими мореходными качествами, но в целях упрощения объединены здесь в один класс маневренности.
Модель ост-индийца Somerset. 1738 г. RMG Collection
Ост-индийцы согласно правилам рассматриваются как ухудшенные фрегаты 5-го ранга, но в добавление к этому у них уменьшена команда (ибо купцы экономят) и артиллерия (ибо пушки старых образцов). Класс маневренности зависит от загруженности.

Внеранговые суда и купцы оставлены без изменений с учетом временных ограничений (корабли до 1750 г.)

Использованные материалы:
  1. Goodwin, P. The 20-gun Ship Blandford. London: Conway Maritime Press, 1988.
  2. Goodwin, P. The Construction and Fitting of the English Man of War, 1650-1850. London: Conway Maritime Press, 1987.
  3. Lavery, B. The 74-gun ship Bellona. London: Conway Maritime Press, 2003.
  4. Lavery, B. The Arming and Fitting of English Ships of War, 1600-1815. London: Conway Maritime Press, 1999.
  5. Winfield, R. British Warships of the Age of Sail: 1714–1792 – Design, Construction, Careers and Fates, Barnsley: Seaforth Publishing, 2007
  6. Winfield, R. The 50-gun Ship. London: Chatham Publishing, 1997.
  7. Sailing Warships Database 
  8. Three Decks - Warships in the Age of Sail
  9. List of ships of the line of the Royal Navy
  10. List of frigate classes of the Royal Navy
  11. Royal Museum Greenwich Collections

[1] Как вариант можно отнести старые 70-пушечники с 24-фн. пушками к Слабому 3-му рангу, тем более, что многие из них позже были переклассифицированы в 64-пушечники. Здесь от этого было решено отказаться из-за чрезмерной путаницы. Тем не менее, чтобы отразить слабость этих кораблей по сравнению с более крупными испанскими и французскими 70 – 74-пушечниками можно считать их Перегруженными или ввести еще какие-то поправки.
[2] И поэтому, будучи формально сильнее 32-36 пушечных фрегатов, были реально слабее, что показал, например захват Argo (44) двумя французскими фрегатами L’Amphitrite (32) и La Nymphe (36) 24 октября 1781 г. Впрочем, двухдечники оставались полезными для прибрежных операций и конвойной службы вплоть до начала XIX в.

4 комментария:

  1. Хорошо написал, Дим. Отличная и по результату и по объему работа! Мое почтение.

    ОтветитьУдалить
  2. Дим, по французам ждать? Очень жду!
    Сейчас перечитывал - шикарно проделанная работа!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв. Был бы признателен за тапки.
      Французы в работе, далее испанцы.
      З.Ы. С прошедшим!

      Удалить
    2. Дим, если честно, очень хорошо написано! Тапков не будет.

      Удалить