Характеристики кораблей для правил Form Line of Battle на 1740-е - 1750-е гг.
Часть 1. Британский флот
Еще когда мы на Зольдатике обсуждали кампанию, возник
Однако поскольку сейчас я затеял ведение морской кампании в Карибском море с использованием в качестве оперативного уровня "Желтого Джека", а для тактического - правил Form Line of Battle, то появилась необходимость расписать характеристики британских, испанских и французских кораблей на период 1739-1748 гг.
За основу была взята родная таблица из правил и предложенные некогда Войсом поправки к ней. Затем все было доработано напильником и получена сводная таблица характеристик британских кораблей, главным образом для 1740-х годов, хотя без особых исправлений ее можно использовать и для Семилетней войны.
Брать таблицу можно тут.
Брать таблицу можно тут.
Характеристики в принципе обсуждаемы, для их понимания таблица снабжена комментариями. Они приведены ниже
Комментарии к таблице
Общие соображения
После войны за Испанское наследство
развитие военного судостроения в Британии несколько приостановилось в связи с
введением судостроительных Регламентов (1706 и 1719), устанавливающих базовые
размеры и вооружение кораблей. Это конечно способствовало развитию
стандартизации, но при этом к 1740-м гг. британские корабли были меньше своих
испанских и французских противников и при меньших калибрах были перегружены
пушками (несмотря на поправки к Регламенту в 1733 и 1741 гг., увеличивавшие
размеры кораблей). В связи с этим в 1745 г. ввели новый Регламент, но он также
оказался неудачным и поэтому в итоге от такой системы отказались и с 1750-х гг.
перешли на строительство совершенно новых кораблей. Как следствие в данной
таблице:
- У всех кораблей по умолчанию введен орудийный класс «С» (пушки легче, порты неудобные, корабли маленькие)
- Орудийный класс «В» присвоен новым кораблям, а именно 74-пушечникам (своим и трофейным) и «истинным» фрегатам
- Часть кораблей имеет пометку – «перегружены», что означает ухудшение Батареи с подветренного борта уже при Обычном ветре
![]() |
Корабль 5-го ранга по Мондфельду. Посмотрите на высоту портов |
Кроме того возникли сложности с
тем, что в 1743-1745 гг. у британцев произошел переход к кораблям с новым более
сильным вооружением. Поэтому некоторые корабли при вроде бы одинаковом
вооружении оказываются иной раз в разных категориях. Особенную проблему
составили 70-пушечные корабли, у которых в 1743-1745 гг. были увеличены калибры
пушек с уменьшением их числа.
Также следует учесть, что
трофейные корабли учитываются по таблицам характеристик своей исходной страны
(потому какой-нибудь французский Ambuscade (40) или
испанский Princess (70) надо смотреть там).
![]() |
Чертеж Royal George (100). 1715 г. из British Warships 1714-1792 |
100-пушечники это достаточно классические трехдечные корабли того времени: большие, мощные и несколько неуклюжие. Никаких сюрпризов.
![]() |
Чертеж Ramillies (90). 1749 г. RMG Collection |
90-пушечники – в отличие от своих более крупных коллег отличались бОльшей неуклюжестью из-за меньшей длины и были несколько перегружены пушками. Поэтому им присвоена пометка «Перегружены».
![]() |
Чертеж Newark (80). 1747 г. RMG Collection |
80-пушечники – самые неудачные из британских линкоров. Они были слишком короткие и высокобортные, причем, чтобы компенсировать уваливание под ветер из-за высоты борта палубы были сделаны пониже, и нижний дек почти никогда не открывался. Позже многие из них были перестроены в 66- и 74-пушечники. В связи с этим они не только «Неуклюжие», но еще и «Перегружены». Несмотря на то, что трехдечники, относятся уже к 3-му рангу.
![]() |
Чертеж Namur (74) после его перестройки. 1746 г. RMG Collection |
74-пушечники – полноценные корабли 3-го ранга, поначалу довольно маленькие и немногочисленные (Namur, Torbayи Culloden), но с 1755 г. после закладки Dublin’а на долгие годы ставшие основой флота. В связи с тем, что они были гораздо более устойчивой и удобной орудийной платформой, им присвоен класс артиллерии «B».
![]() |
Чертеж Orford (68). 1749 г. RMG Collection |
68- и 70-пушечники – сюда отнесены довольно разные корабли. Это как стандартные 70-пушечники постройки до 1741 г. (с 24-фн. пушками), так и те же 70-пушечники более поздней постройки с усиленным вооружением. 68-пушечные корабли это реально 70-пушечники, у которых, начиная с 1743-1745 гг., 24-фн. пушки заменили на 32-фн., а 12-фн. пушки – на 18-фн., уменьшив при этом число орудий на квартердеке. Поэтому, хотя сами правила относят их к Слабому 3-му рангу, здесь они объединены с
70-пушечниками.[1]
![]() |
Чертеж Yarmouth (64). 1742 г. из British Warships 1714-1792 |
66- и 64-пушечники – здесь также объединены два разных класса кораблей. К первому из них относятся перестроенные 80-пушечники и 70-пушечники, у которых для уменьшения перегрузки уменьшили число пушек. Общей особенностью этой категории является сохранение 32 фн. главного калибра. Второй класс составляют новые 64-пушечники, которые фактически были проапгрейженной версией 60-пушечников с их 24-фн. главным калибром. В связи с этой продвинутостью им присвоен класс артиллерии «В». Впрочем, первый такой корабль Asia (64) был заложен лишь в 1758 г. и вступил в строй в 1764 г.
![]() |
Модель Medway (60). 1742 г. RMG Collection |
58 и 60-пушечники – обычные корабли Сильного 4-го ранга с 24-фн. батареей. У 58-пушечников увеличен калибр верхней палубы (с 9 до 12), но уменьшено число пушек.
![]() |
Чертеж Lichfield (50). 1730 г. RMG Collection |
50-пушечники – стандартные британские линкоры 4-ранга. Сначала у них был 18-фн. главный калибр, а с 1743-1745 гг. его заменили на 24-фн. пушки. Тем не менее, для простоты все они отнесены к одной категории. Так как в период Семилетней войны новых 50-пушечников не строилось, то всем им присвоен класс артиллерии «С».
![]() |
Модель Ludlow Castle (40). 1724 г. RMG Collection |
40-пушечники это маленькие двухдечные крейсера с 12-фн. на нижней и 6-фн. на верхней палубе. Из-за необходимости вписать в их размеры две полноценные палубы (а там все зависело от размера человека и пространства для работы с орудиями), порты нижней палубы находились слишком низко, и их приходилось задраивать. Кроме того, из-за чрезмерной высоты борта они сильно уваливались под ветер и отличались не очень хорошей мореходностью. Поэтому, хотя формально это фрегаты, они отнесены к 1-му классу маневренности и вдобавок помечено, что они «Перегружены».
![]() |
Чертеж Rainbow (44). 1747 г. RMG Collection |
42- и 44-пушечники это те же самые 40-пушечники, только несколько более увеличенные и с усиленным вооружением (18-фн. вместо 12-фн. и 9-фн. вместо 6-фн., а также с пушками на квартердеке). Это позволяет перевести их в Слабый 4-й ранг, но с сохранением всех остальных мореходных качеств (а реально они даже ухудшились).[2]
![]() |
Чертеж Brilliant (36). 1759 г. RMG Collection |
36-пушечники это несколько штук более продвинутых «истинных» 12-фунтовых фрегатов, построенных во время Семилетней войны (Pallas, Venus и Brilliant). Сюда же следует отнести и все 34 – 36-пушечные фрегаты, захваченные у французов и испанцев и включенные в состав британского флота, хотя французские Aurora (38) и Danae (38) следует отнести уже к Сильному 5-му рангу.
![]() |
Чертеж Southampton (32). 1757 г. из British Warships 1714-1792 |
32-пушечники это «истинные» 12-фунтовые фрегаты времен Семилетней войны и позже (в т.ч. и перестроенные в них 44-пушечники), многие из которых прослужили вплоть до Наполеоновских войн.
![]() |
Проекция Mermaid (24). 1748 г. из British Warships 1714-1792 |
24- и 28-пушечники это на самом деле два разных класса кораблей: старые корабли 6-ранга с 6-фунтовками и новые с усиленным вооружением из 9-фунтовок, а также 9-фунтовые «истинные» фрегаты, начиная с Lyme (28) и Unicorn (28). Строго говоря, последние отличались от своих предшественников куда лучшими мореходными качествами, но для упрощения этим можно пренебречь.
![]() |
Чертеж Phoenix (20). 1742 г. из British Warships 1714-1792 |
20-пушечники это опять-таки два разных класса кораблей: стандартные корабли 6-го ранга постройки до 1743 г. с 6-фунтовой батареей и новые 20-пушечные «фрегаты» с 9-фунтовыми пушками. Последние также отличались лучшими мореходными качествами, но в целях упрощения объединены здесь в один класс маневренности.
![]() |
Модель ост-индийца Somerset. 1738 г. RMG Collection |
Ост-индийцы согласно правилам рассматриваются как ухудшенные фрегаты 5-го ранга, но в добавление к этому у них уменьшена команда (ибо купцы экономят) и артиллерия (ибо пушки старых образцов). Класс маневренности зависит от загруженности.
Внеранговые суда и купцы оставлены без изменений с учетом временных ограничений (корабли до 1750 г.)
Использованные материалы:
- Goodwin, P. The 20-gun Ship Blandford. London: Conway Maritime Press, 1988.
- Goodwin, P. The Construction and Fitting of the English Man of War, 1650-1850. London: Conway Maritime Press, 1987.
- Lavery, B. The 74-gun ship Bellona. London: Conway Maritime Press, 2003.
- Lavery, B. The Arming and Fitting of English Ships of War, 1600-1815. London: Conway Maritime Press, 1999.
- Winfield, R. British Warships of the Age of Sail: 1714–1792 – Design, Construction, Careers and Fates, Barnsley: Seaforth Publishing, 2007
- Winfield, R. The 50-gun Ship. London: Chatham Publishing, 1997.
- Sailing Warships Database
- Three Decks - Warships in the Age of Sail
- List of ships of the line of the Royal Navy
- List of frigate classes of the Royal Navy
- Royal Museum Greenwich Collections
[1] Как
вариант можно отнести старые 70-пушечники с 24-фн. пушками к Слабому 3-му
рангу, тем более, что многие из них позже были переклассифицированы в
64-пушечники. Здесь от этого было решено отказаться из-за чрезмерной путаницы.
Тем не менее, чтобы отразить слабость этих кораблей по сравнению с более
крупными испанскими и французскими 70 – 74-пушечниками можно считать их
Перегруженными или ввести еще какие-то поправки.
Хорошо написал, Дим. Отличная и по результату и по объему работа! Мое почтение.
ОтветитьУдалитьДим, по французам ждать? Очень жду!
ОтветитьУдалитьСейчас перечитывал - шикарно проделанная работа!
Спасибо за отзыв. Был бы признателен за тапки.
УдалитьФранцузы в работе, далее испанцы.
З.Ы. С прошедшим!
Дим, если честно, очень хорошо написано! Тапков не будет.
Удалить