Краткий обзор правил для морских варгеймов
оперативно-стратегического характера.
Эпоха Парусов
Понемногу продолжу вести блог и
начну естественно с того, чем последнее время увлечен и активно занимаюсь. А
именно – войной на море в эпоху парусных флотов. Собственно вернемся к тому с
чего три года назад этот блог начинался.
История эта началась в далеком
2011 году, когда в клубе «Оловянный Зольдатик» шла активная подготовка
глобальной кампании на середину XVIII века, включая не только сухопутную войну
в Европе, но и войну в колониях и на море. Ваш покорный слуга сначала долго
думал, а потом решил поучаствовать в роли французского адмирала, закупился
корабликами от Лэнгтона и принял участие в обсуждении, выборе и тестировании
правил на морскую войну. К сожалению буквально через пару дней после заказа корабликов участники будущей кампании поругались и в итоге от
грандиозного замысла осталась только сухопутная война в Европе.
Тем не менее, начало было
положено – я обзавелся флотом, купил и перевел правила Form Line of Battle 4.1 от Дэвида Мэнли (сейчас доступна уже 5-я версия, но мне она нравится меньше),
поучаствовал с очень переменным успехом в нескольких играх флотом. Однако
чего-то не хватало и это что-то было отсутствие правил, позволявших связать
разные сражения воедино, а проще говоря правил (или игр), отражающих не
тактический, но оперативный или стратегический характер войны на море в этот
период. Собственно еще во время обсуждения правил к кампании с ее морской
составляющей возникла целая куча проблем.
Дальше в поле зрения попали
правила Mistral: Sea Lords Vol. 1,
посвященные морской войне в Западном Средиземноморье в 1739-1748 гг.[1] Они
были изучены и тогда показались чрезмерно запутанными и сложными (да и надо
было перевести почти под 100 страниц текста). Потом я обратно увлекся
русско-японской и Первой мировой на море[2], но
впоследствии вернулся к парусникам. Процесс понемногу пошел и к настоящему времени было найдено (и изучено) некоторое количество правил или настольных игр, позволяющих отыгрывать
оперативный уровень войны на море[3]. Далее воспоследует их краткий обзор.
![]() |
Карта Ураганов из Yellow Jack |
Yellow Jack. Третий том[4] серии
Sea Lords от Red Sash Games, посвященный войне за ухо Дженкинса (1739-1743),
плавно перетекшей в войну за Австрийское наследство. Карибское море 1739-1748
гг. испанцы (и французы) против англичан. Игрок играет роль командующего
морскими (и не только) силами на данном театре и зависит от общего хода войны. Можно
(и нужно) грабить корованы (с). Игра отличается реалистичностью, глубокой
проработанностью деталей (в т.ч. на карте), довольно понятным геймплеем, а
также очень подробными и местами запутанными правилами, которые при первом
знакомстве наводят тоску и мысли «как же во все это играть». К сожалению,
годится только для Карибского моря периода 1739-1748 гг. М.б. можно приспособить
для Семилетней войны в том же регионе.
![]() |
Кусок карты Вест-Индии из To Glory We Steer |
To Glory We Steer.
Довольно древние (1985 г.)
оперативные правила для периода 1812-1815 гг., напечатанные в The Courier, Vol 6, No 4. Снова локальный театр – все то же
Карибское море, но на этот раз там действуют англичане, французы и американцы.
Игрок имеет под своим началом несколько военно-морских станций с командирами и
неким набором кораблей и кубиком генерирует приказы и задачи, которые они
должны выполнять – в основном это скучные занятия типа блокады, конвоев или
сидения в порту[5]. Передвижение выполняется
из области в другую по определенным маршрутам и с учетом ветра. Отображено
снабжение запасами и пополнение команды, есть возможность запрашивать
подкрепления. Можно (и полезно) грабить корованы (с). Для тактического уровня рекомендованы
правила Wooden Ships
& Iron Men или же Ship of the Line или же Heart of Oak.
![]() | ||||
Карта Вест-Индии для Victory by Any Means. |
Victory by Any Means –
Fire As She Bears! Edition. Оперативно-стратегическое дополнение[6] к тактическим правилам Fire
As She Bears!. Война за Независимость
США, Революционные и Наполеоновские войны. В зависимости от сценария это может
быть либо локальный театр (Индия в 1782 г. или Вест-Индия в 1793-1801), либо более
глобальная война (Европейский театр в 1793-1801 гг.). Отражены такие вещи как
экономика (и вот тут надо защищать свою торговлю), производство,
разведка/шпионаж/диверсии, дипломатия, ну и непосредственно война на море,
включающая десанты и захваты портов. Игрок выступает в роли либо
самостоятельного командующего на театре, либо главы Адмиралтейства/морского
министра. Приказы он отдает себе сам, записывая их в начале хода. Передвижение происходит
по гексам, но во многих случаях с учетом направления ветра и погоды.
Обстоятельства встречи кораблей определяют сценарий боя. Сами бои можно
отыгрывать либо по правилам игры, либо по тактическим правилам Fire As She Bears!.
![]() |
Карта к 1805. Sea of Glory |
1805. Sea of Glory.
Настольная игра от GMT Games, посвященная морской кампании 1805 г., когда Наполеон
готовил высадку в Англии. Французский флот должен выбраться из порта
(желательно незамеченным), а далее либо навести шороху в зонах жизненно важных
британских интересов (Вест-Индия, Египет, Ирландия и проч.), либо прорваться в
Канал и обеспечить перевозку Наполеона с армией в Англию. Англичане
соответственно должны надежно запечатать все порты, а если кто прорвался
оттуда, то найти и перехватить. Также всем нужно заниматься вопросами снабжения
и ремонта. Передвижение происходит по гексам с учетом ветров и погоды. Грабить
корованы (с) не нужно. В общем и целом это игра из одной, хотя и грандиозной
операции. Пока я в нее не играл.
Ну и наконец, несколько
выбивающиеся из этого ряда игры[7]:
![]() |
Кусок карты When Lions Sailed. Утырено с инета |
When Lions Sailed. Глобальная колониальная стратегия для периода 2-й
половины XVII в. Участвуют Англия, Голландия, Испания и Франция. Действие
происходит на карте мира, расчерченной на квадратики. Задача игроков –
контролировать колонии (особенно Treasure Ports) и главное денежные потоки из оных
колоний в метрополию. Посему – нужны базы и господство на море. Можно
заниматься дипломатией, создавать корабли и солдат, основывать и разорять
колонии. Погода и ветра при движении во внимание в целом вроде как не
принимаются. Подробнее про игру можно посмотреть здесь,
здесь
и здесь.
![]() |
Карта Spanish Fury! Voyage взятая с родного сайта |
Spanish Fury. Voyage! Бесплатная
настольная игра от The Perfect Captain, посвященная торгово-пиратским экспедициям всяких
нехороших людей английской, французской и голландской национальности и
протестантского вероисповедания в Карибское море (опять) и попыткам испанцев с
этим что-то сделать. 2-я половина XVI в. Нужно грабить корованы (с), торговать,
захватывать (и грабить) города, либо активно этому мешать. Присутствуют
туземцы. Игровой движок построен на 4 колодах карт (море, торговля, суша,
крейсерство), которые определяют те или иные события и происшествия и заменяют
броски кубика. Передвижение происходит из области в область по морским путям,
проложенным в зависимости от господствующих ветров. Для отыгрыша сухопутных и
морских боев используются соответственно Spanish Fury. Actions! и Spanish Fury. Sail!
[2] Отдельная история, каковая
возможно потом будет раскрыта в нескольких постах.
[3] На самом деле есть еще некоторое количество таких игр типа вот этой, но эти, судя по всему, основные.
[4] 2-й том называется SomarSkrala и, будучи
скомпонован с игрой Lesser Wraith, посвящен русско-шведской войне 1741-1743 гг.
[5] Из которых война на море в
основном и состоит.
[6] Вообще это переработанные
правила Victory by Any Means
для космической кампании с научными разработками, налаживанием производства,
развитием экономики, штурмами планет, битвами в космосе и т.д.
[7] Мы не учитываем здесь
многочисленные игры про пиратов, т.к. они больше приключенческие, нежели
стратегические.
Шикарно, Дим. Хорошо, что ты вернулся, хотя бы онлайн. Ждем явления во-плоти )))
ОтветитьУдалитьОчень хороший обзор, Дим!
ОтветитьУдалить